Не так давно бывшая уделом только наиболее продвинутых нейробиологов и нейропсихологов, занимавшихся исследованием устройства мозга, нейронаука буквально за несколько лет стремительно ворвалась в лидеры всех наук, как самое передовое направление знания, стоящее на самой тонкой грани вещественности – на грани нейросетей мозга и разума, а возможно и ещё более тонких сетей сознания, контактирующих с разумом и мозгом.
Сразу несколько нобелевских премий по физиологии и медицине за исследования в этой области однозначно и безальтернативно вывели нейронаки в передовой фронт цивилизационных исследований, бросающий вызов самому сложному и загадочному, что всегда привлекало внимание человека на протяжении всей истории развития человечества, – к уму, а точнее устройству и взаимодействию мозга, разума и сознания.
Целый ряд прорывных идей и технологий, включая идею “КОГА” или принципа связывания группы нейронов в единую структуру, как структурную единицу сознания, а также идея “КОГНИТОМ” или гиперсетевой принцип соединения отдельных “когов” в гиперсеть мозга и сознания, разрабатываемые под руководством российских нейробиологов К.В. Анохина и Т.В. Черниговской, впервые дали совершенно чёткое и концептуальное понимание мозга, разума и сознания, как гиперсетевых систем и процессов.
При этом самым парадоксальным является то, что данные научные открытия, которые по идее должны были разрушить многие устаревшие и религиозные представления о природе ума и принципах взаимодействия мозга и сознания, не только не умалили глубин святоотеческой духовной мудрости, но даже подтвердили многие положения и идеи святоотеческой психологии, как науки о душе.
Иными словами, подлинным феноменом христианской (святоотеческой) психологии можно считать то обстоятельство, что несмотря на всю архаичность святоотеческого учения о душе, оно не только не противоречит новейшим исследованиям в области мозга и сознания, но даже подтверждает их и идёт параллельно, если не сказать опережает в отдельных идеях, как бы странно это не казалось.
В этом феномене многие специалисты, владеющие христианской антропологией и психологией, искренне заинтересованные в познании природы сознания и мозга усматривают изначальную методологическую верность учения отцов, основанную на истинном и вневременном духовном знании, которое ранее просто не могло быть выражено понятиями и категориями современной науки и в частности нейронауки. Сейчас такая уникальная возможность уже появилась и многие духовные понятия, категории и притчи, включая Евангельские, находят отражение уже в новейшем нейросетевом смысле и аспекте.
В качестве примера приводим несколько известных евангельских притч в свете новейшего нейросетевого понимания.
1. Притча о виноградной лозе
Многие знают Евангельскую притчу Иисуса Христа “о виноградной лозе”, в которой Он говорит о самом принципе духовного питания, как разветвлённой системе Духа (Бога), которая питает энергией и информацией всё живое и осознающее. Именно пребывание в этой системе духовного питания, напоминающей виноградную лозу, является залогом получения духовного “плода” добродетели, но …
…не многие осознают, что данный принцип духовного питания очень точно соотносится с гиперсетью сознания, которая и может вступать во взаимодействие с нейросетью мозга любого живого существа.
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают». (Иоан.15:1-6)
Плети виноградной лозы и нейросеть сознания
![Притчи Иисуса Христа в свете современной нейронауки](/images_/pritcha_1.jpg)
Как видно из представленной картинки, разветвлённая структура плетей виноградной лозы очень точно передаёт разветвлённую систему связей в гиперсети мозга и разума. По существу гиперсетевая модель наилучшим образом объясняет сам принцип взаимодействия мозга, разума и высшего сознания, как Духа.
2 Притча о сеятеле
Многие знают притчу Иисуса Христа "о сеятеле", в которой говорится о "посеве пшеницы", как внедрении в сознание человека "семени" духовного смысла (логоса), которое прорастая подобно "зерну", даёт обильный урожай качеств сознания и добродетели души, но...
...не многие знают о том, что эта притча имеет под собой глубокий нейросетевой смысл, связанный с принципами укоренения (закрепления) в гиперсети сознания человека духовного знания для последующего роста духовной гиперсети.
«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря:
вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.» (Мф. 13:1-8)
![Притчи Иисуса Христа в свете современной нейронауки](/images_/pritcha_3.jpg)
Из схемы не сложно понять, что для укоренения духовного знания (логоса) в сети сознания нужны соответствующие предпосылки самой сети в виде готовности уже имеющихся смыслов для соединения с новым смыслом, как "семенем" духовного знания.
У разных людей в силу различий в образовании, особенностях характера и восприятия может быть разная степень готовности к принятию духовного знания и смысла в систему мышления и мировоззрения.
Иными словами, не каждая сеть сознания одинаково благоприятна для принятия и укоренения "семени" духовного сознания.
Толкование притчи блаженным Феофилактом Болгарским:
«Три разряда людей, кои не спасаются по этой притче. К первому относятся те, кои подобны семени, упавшему при пути, то есть совершенно не приняли учения, ибо как дорога утоптанная и избитая, не принимает семени, потому что она жестка, так и жестокосердые совершенно не принимают учения, потому что хотя они и слушают, но без внимания. К другому относятся те, кои подобны семени, упавшему на камень, то есть те, кои хотя и приняли учение, но потом, по немощи человеческой, оказались бессильными перед искушениями. Третий же разряд, — это те, кои знают учение и, однако ж, подавляются заботами житейскими. Итак, три части погибающих, а одна — спасающихся.» (Толкование на Евангелие от Матфея)
3. Притча о закваске
Многие знают притчу Иисуса Христа “о закваске”, которая объясняет сам принцип обожения (достижения Царства Божьего) посредством изменения системы мышления человека и общества через внесение в сознание идеи (смысла или логоса) спасения души во Христе, но …
…не многие знают о том, что эта притча имеет под собой совершенно чёткую нейрооснову, связанную с изменением всей системы смыслообразования и направления расширения нейросети сознания в сторону Духа (Бога).
«Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.» (Мф. 13:33)
![Притчи Иисуса Христа в свете современной нейронауки](/images_/pritcha_4.jpg)
Из данной схемы не сложно понять, что:
- – Закваска – это слово (проповедь) о спасении души, содержащее глубокий духовный смысл, способный проникать глубоко в душу (гиперсеть сознания) и порождать новые духовные смыслы (нейросвязи).
- – Три меры – три силы души (ум, чувства и воля) и три состояния гиперсети сознания (телесное, душевное, духовное) в процессе душевно-духовного роста.
- – Женщина – душа (гиперсеть сознания), которая приняла в себя духовное слово (смысл), которое стало создавать в душе новые духовные смыслы связи, способствующие духовному росту сознания, по аналогии с поднимающимся тестом.
Объяснение блаженного Феофилакта Болгарского:
– Закваска – апостолы, которые малым числом способны преобразовать весь мир, подобно тому как от малой закваски вскисает все тесто; проповедь.
– Три меры – три силы души: ум, чувства и воля.
– Жена – душа, которая скрыла проповедь во всех её силах, смешалась с нею, заквасилась и вся святилась от неё. (Толкование на Евангелие от Матфея)
4. Притча о крупных рыбах
Многие знают притчу “о 153 крупных рыбах”, пойманных в рыбацкую сеть, заброшенную точно по указанию Христа, но…
…не многие знают о том, что “сеть” рыболовная является в этой притче символом сети сознания, а крупные “рыбы” – символами крупных или базовых системообразующих духовных смыслов (логосов), которые и приводят к полноте осознания Бога.
«Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;
Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете.
Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. А другие ученики приплыли в лодке,– ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,– таща сеть с рыбою. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три (153).» (Ин. 21;3-11)
![Притчи Иисуса Христа в свете современной нейронауки](/images_/pritcha_5.jpg)
Согласно схеме, 153 крупных рыбы, пойманных в сеть, заброшенную по указанию Христа, символизируют «мета узлы» духовных смыслов (логосов) общей системы заполнения связями гиперсетевой матрицы сознания, которое последовательно проходит 3 стадии роста (телесную, душевную, духовную). Т.е. именно 153 ключевых смысла (логоса) нужно выстроить в систему “когов” для того, чтобы достичь полноты духовного сознания.
Толкование данной притчи отцами церкви:
«По толкованию одного из Отцов Церкви (Григорий Двоеслов, папа Римский), упомянутое число 153 соответствует высокому значению избрания для Царства Небесного. Оно слагается из 3 × 3 × (10 + 7) = 153, где 3 × 3 – сильная вера в Святую Троицу; 10 – любовь или закон заповедей; 7 – благодать Святых таинств веры. … Тут, в этом примере сошлись вместе: вера, дела и благодать – 3 × 3 × (10 + 7) = 153». (Св. Иоанн Кронштадтский, Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса, Беседа. 4, с 103)
«Треугольник же, вероятно, обозначает ведение Святой Троицы. Или иначе: если ты мыслишь число сто пятьдесят три, то оно, вследствие своего обилия и в качестве треугольника, есть любомудрие деятельное, естественное и богословское. Оно также есть вера, надежда и любовь, или золото, серебро и драгоценные камни.». (Преп. Авва Евагрий Понтийский, Творения, Слово о молитве, Пролог, с. 3)
5. Притча о талантах
Многие знают притчу Иисуса Христа “о талантах”, как ценном духовном сокровище, данном людям для приумножения, но…
…далеко не все знают о том, какой сетевой и когнитивный смысл лежит в основе данной притчи, говорящей о приросте конечно же не денег, а духовных смыслов и духовного сознания, как качества Духа (Бога).
«…Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
По возвращении господин призвал к себе рабов и потребовал от них отчёта, как они распорядились со вверенными им деньгами.
Рабов, употребивших деньги в дело, он похвалил, сказав: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Последним подошёл раб, закопавший деньги в землю: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.
Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» (Мф. 25; 14 – 30)
![Притчи Иисуса Христа в свете современной нейронауки](/images_/pritcha_6.jpg)
Как видно из схемы, сетевой смысл данной притчи состоит в приумножении ума и приобретении добродетелей и даров духа. Один талант, зарытый в землю, символизирует страстное телесное состояние души, которая не приобрела добродетелей и даров духа за жизнь. Два таланта символизируют более глубокое изменение души и приобретение качеств добродетели. Пять талантов символизируют самое глубокое изменение и приращение души добродетелями и дарами духа.
Толкование притчи блаженного Феофилакта Болгарского:
«Рабы Его – те, коим вверено служение слова, как то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни — большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты.» (Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея)
6. Притча о брачном пире
Многие знают притчу Иисуса Христа “о брачном пире”, отражающую принцип чистоты души, входящей в брачный чертог Царя Небесного, и отторжение недостойных душ, не имеющих должной чистоты, но…
…не все знают о том, как данный принцип проявляется с сетевом аспекте через призму упорядоченности сети духовного сознания.
«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных.» (Мф. 22: 6-14)
Состояние сети души в состоянии эгоизма и святости
![Притчи Иисуса Христа в свете современной нейронауки](/images_/pritcha_7.jpg)
Как видно из картинки, “брачной одеждой” души является чистота и яркость свечения сети духовного сознания.
Толкование притчи блаженным Феофилактом Болгарским:
- Человек царь — Бог.
- Брачный пир — пиршество духовное, соединение со Христом.
- Сын (жених) — Христос.
- Невеста — Церковь и всякая душа.
- Рабы, посланные вначале — Моисей и современные ему святые.
- Званные — евреи, которые не поверили Моисею, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и в дальнейшем не восхотели принять слово Божие и радость духовную.
- Рабы, посланные второй раз — пророки, такие как Исайя, Иеремия.
- Тельцы откормленные — Ветхий и Новый Заветы.
- Рабы, посланные третий раз — апостолы.
- Званные на распутьях — язычники, ходившие прежде ложными путями.
- Человек, одетый не в брачную одежду — тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия, обольщающий себя тщетными надеждами получить Царство Небесное и высоко думая о себе.
- Связывание рук и ног — неспособности души к действию (Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея)
На сегодняшний день уже подтверждено, что нейронная активность сети сознания сопровождается светимостью.
Нейронная активность
В аналогичном нейросетевом аспекте можно рассматривать практически все притчи Евангелия, касающиеся духовных аспектов, поскольку большинство метафор и притч касаются именно сетевых процессов и явлений высших энергийно-информационных порядков.
7. Притча о горчичном зерне
Так, притча "о горчичном зерне" с нейросетевой точки зрения фактически говорит о том, что первичный духовный смысл (логос), будучи ничтожно малой когнитивной структурой (когом), способен создавать огромную гиперсеть духовного сознания, которая подобна мощному и разветвлённому древу когниции.
«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». (Мф. 13; 31-32)
![Притчи Иисуса Христа в свете современной нейронауки](/images_/pritcha_8.jpg)
Не сложно догадаться, что "полем" для посева "семени" духовного знания и смысла является человеческое сознание, а точнее расширяющаяся гиперсеть мозга и разума.
Толкование архиепископ Аверкий (Таушев):
«Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.» (Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета)
8. Притча о молодом вине
Так, например, в притче из Евангелия о «молодом вине» процесс «брожения» символизирует, не что иное, как бурный рост «новой» нейросети «вертикального» духовного сознания, которая в процессе формирования требует свободного когнитивного пространства и не может протекать в рамках прежней нейросети рационального мышления:
«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф.9:17)
С когнитивной и сетевой точек зрения эту притчу следует понимать, как опасность ввода нового духовно-нравственного знания и смысла (логоса) в уже существующую нейросеть, имеющую «ветхую», т.е. временную ценностную основу.
Эта опасность связана с тем, что новое духовное знание, имеющее тенденцию к расширению сети, вызывает конфликт двух нейросетей или то самое «брожение» сознания.
По сути в данной притче выражен высший когнитивный смысл о том, что существующая гиперсеть рационального мышления без обращения (метанойи) не способна выдерживать когнитивной нагрузки расширения сознания и может быть повреждена неисцелимо.
Именно поэтому новое духовное знание (новые смыслы или логосы) впускаются только в систему «новой» и обращённой гиперсети, которая рассчитана на расширение сознания.
Вот почему святоотеческую психологию можно в полной мере считать ключом к пониманию самой системы организации высших когнитивных процессов и явлений, а парадигму христианской психологии отражением этих процессов в виде архетипов, притч и метафор, имеющим под собой глубинный душевно-духовный смысл.